БИОГРАФИЯ Ольги в большей ее части загадочна. Даже само появление ее на исторической сцене различные летописи датируют по- разному. В повести временных лет под 903 годом читаем: «Игорь вырос и собирал дань после Олега, и слушались его, и привели ему жену из Пскова именем Ольгу». А в Новгородской первой летописи младшего извода в недатированной части, но непосредственно перед статьей 920 года, сказано, что Игорь «привел себе жену из Плескова, по имени Ольгу, была она мудрой и смышленой, от нее родился сын Святослав».
Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых, богословы создали ее Краткое и Пространное житие. Житие считает Ольгу уроженкой псковского села Выбуто, дочерью незнатных родителей. Напротив, известная в пересказе В.Н. Татищева поздняя Иоакимовская летопись выводит Ольгу от новгородского князя, или посадника- легендарного Гостомысла. Вряд ли можно сомневаться в том, что она была из знатной семьи, а не крестьянской девушкой.
Девушка пленила Игоря красотой, благонравием и скромностью. Любовь к юной Ольге ослепила Игоря, который, не раздумывая, пожелал взять ее в жены, предпочтя другим, более родовитым невестам.
О времени, месте рождения и происхождения самого Игоря нам ничего с достоверностью неизвестно. Рождение в Новгороде на Волхове около 879 года вызывает сомнение, поскольку в момент похода Игоря на Константинополь в 941 году, ему должно было быть от 20 до 25 лет.
Поход Игоря на Константинополь в 941 году отмечен повестью временных лет и упоминается в византийских историографических сочинениях. Но вызывает сомнение сорокалетнее ( ! ) бесплодие Ольги. Весьма сомнительно, что Игорь женился на Ольге в 903 году и в течении 39 лет не имел детей, как и тому, что он взял ее в преклонные годы не первым для себя браком.
Скорее всего, к моменту рождения Святослава оба они, Ольга и Игорь, были молоды и полны сил. СУПРУГИ жили счастливо. Вернувшись из похода на Константинополь Игорь стал отцом: родился сын Святослав.
Летопись Нестора под 945 годом повествует: «И пришла осень, и стал он ( Игорь ) замышлять поход на древлян, желая взять с них еще больше дани. В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свинель да изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, да и ты добудешь, и мы». И послушал их Игорь- пошел к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, ( то ) поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что ( Игорь ) идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, так всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань.» И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Искоростеня против Игоря, убили Игоря и дружину его, так как было ее мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня, в Деревской земле, и до сего времени».
Настоящее погребение зверски убитого Игоря, по прадедовским обычаям языческой веры, не состоялось. Между тем в соответствии с народными поверьями покойник, которого не похоронили согласно обычаю, блуждал среди людей и тревожил их.
Минуло полгода после смерти Игоря, как вдруг весной следующего, 945 года верхушка древлянского союза племен, решила восстановить дружеские отношения с Киевом и направила послов к Ольге с предложением выйти замуж за древлянского князя Мала.
Ольга ответила послам, что они могут привести сватов в ладьях к ее терему ( передвижение посуху в ладьях имело у восточных славян двойной смысл: и оказание почести, и обряд похорон ). Наутро доверчивые древляне последовали ее совету, а Ольга приказала их бросить в яму и живыми закопать. Помятуя о мучительной смерти казненного древлянами мужа, княгиня коварно поинтересовалась у обреченных: «Добра ли вам честь?» Послы ей будто бы ответили: «Пуще Игоревы смерти» ( греческий историк Лев Дьякон сообщал, что «Игорь привязан был к двум деревам и разорван на две части» ).
Второе посольство «мужей нарочитых» было сожжено, а вдова отправилась на землю древлян якобы для того, чтобы «сговорить тризну мужу своему». Когда войска встретились, юный Святослав, сын Ольги и Игоря, начал битву, метнув копье в неприятеля. Пущенное детской рукой, оно не долетело до вражеских рядов. Однако опытные полководцы ободрили своих воинов примером юного князя. Здесь ее «отроки» напали на «упившихся» после тризны древлян и перебили их множество- «иссекоша их 500», как утверждает летопись.
ОВЛАДЕВ Искоростенем, Ольга «сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а других людей убила, заставила платить дань… И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок даней и налогов. И существуют места ее стоянок и охот до сих пор».
В 964 году Ольга уступила престол совершеннолетнему сыну. Но «възрастъший и въозмужавший» Святослав длительное время находился в походах, и во главе государства по- прежнему оставалась его мать. Так, во время печенежского нашествия на Киев в 968 году Ольга возглавила оборону города. Предание нарекло княгиню хитрой, церковь- святой, а история- мудрой.
Накануне своей кончины- все летописи датируют ее 969 годом- «Ольга завещала не совершать по ней тризны ( составной части языческого обряда похорон ), так как имела при себе священника втайне».
Свежие комментарии